"Потомки Кинордаса Русина". История фамилии Корендясевых.
"Потомки Кинордаса Русина"
История фамилии Корендясевых.
Автор: Г.Т. Корендясева
Корни фамилии «Корендясев» берут свое начало на Тамбовщине. В силу трудности ее написания, в фамилии происходили различные трансформации, и теперь на свете проживают Керендясевы, Кереньдясевы, Крендясевы, Корендясовы, Крендясовы, Корендяевы, Кореньясовы и т.д. У всех у них есть один общий предок – Кинордас Русинов, из села Устьи Моршанского района Тамбовской области. Сейчас село Устьи почти слилось с городом Моршанском, линия разграничения проходит по железной дороге. И улица из города Моршанска через переезд плавно продолжается по селу Устьи.
Упоминание о первом представителе рода мы встречаем в «Книге ясачных сборов с мордовских деревень Верхоценской волости» переписчика Федора Чоботова за 1622 год: в деревне Устьи указано, что – мордвин Кинордаско Русинов с детьми своими и с племянником Киченапкою Сергидеевым имеют обширные бортные ухожья по рекам Цне, Кашме, Керше, Выше. Так же упоминаются Сокольники, Кутли, Таракса, Татарский кордон, Вяжли, Пичавеня (Пичаево). Там же написано, что оброку платит с Кершинского беляка Акчюкораева, Тялде(м)ского беляка, Новоселского беляка, Котелинского беляка. Да онже платит водяной оброк с рек Выши, Цны и Кашмы. (Сейчас все названные георграфические объекты находятся в Тамбовской и Пензенской областях и в Республике Мордовия). Ясак платил медом и деньгами в Темников князю Булаю Кудашеву. И на тот, 1622 год, деньги в государственную казну с него взяты сполна .
Так же записано, что он брал в аренду «по сдаточной записи» бортные ухожья у дворцовых крестьян деревни Морши, Алкужинские Борки сам и вместе с товарищами. А также покупал бортные ухожья. Удивительно, но и на владение, и на аренду, и на покупку их у него есть документы, которые он предъявлял Федору Чоботову «у книг». Одна из таких записей и служит началом хронологического отсчета бытования фамилии: «Деревни Устья и деревни Морши мордва Кинордаско Русинов, да Неверко Серганапин, да Неверко Куштапин с товарищи, ходят бортные ухожьи на реке на Цне и на Кашмоте и в нижнем Улеше и в Орзазове Липяге по купчей записи деревни Ининой слободы мордвина Микулки Вирясова в 100 (1592) году. И продавец Микулка Вирясов перед Федором Чоботовым у книг сказал, что он тот бортной ухожей Устенским и Моршинским бортникам и мордве Кинордаске Русинову с товарищи продал и купчую на тот ухожей дал. А оброку с тех ухожьев Кинордаско Русинов с товарищи платят пол пуда меду Новосельского беляка. Ясаку с меду четыре алтына с деньгою. Куничных три алтына две деньги. Пошлин с меду и куницы три деньги. А раздел стали они меж себя – пол пуда по старым своим Улешам» .
Но эти бортные ухожья вроде бы и не так уж и далеко от Устьев. А вот Таллермановский, Воронский и Хоперский ухожей на реке Корочане, Хопре, Вороне, Алмалыке, Синцове ерке довольно далеко от дома. Сейчас это Борисоглебский и Грибановский районы Воронежской области. Туда Кинордас ходил с многочисленными товарищами из разных деревень. Путь довольно опасный, могут ограбить, и убить, и в полон увести .
После переписи всех бортных ухожей, водных ловель, установив новые выплаты с них медом, деньгами, куничными, следует распоряжение впредь те «ясачные и куничные деньги платить в государину казну с оброчных медов вместе ежегодно, без переводно».
Князь Булай Кудашев был объявлен бездетным, хотя это и не соответствовало действительности, и новым владельцем Верхоценской волости стала мать царя Михаила Федоровича великая старица инокиня Марфа Ивановна. Так Кинордас Русинов вместе с жителями деревни Устьи был переведен в дворцовые крестьяне.
Два дохристианских мордовских личных имени Кенердас и Кирендас, будучи схожи по звучанию, в дальнейшем перемежались у потомков в фамилии, пока не закрепились в фамилии Корендясев.
Село (в 1622 году деревня) Устьи располагалось на правом берегу реки Цны между устьями рек Кашма и Моршевка, что и послужило его названием. Местное население постоянно подвергалось набегам кочевников. Кого-то разоряли, когото убивали, а кого-то уводили в плен. Поэтому, живя на берегу реки, а рядом имея большой массив Цнинского леса, можно было укрыться в нем и переждать набег. Лес же снабжал и всем необходимым для жизни.
«11 апреля 1622 году бил челом государыне Марфе Ивановне деревни Морши мордвин Команко Кечатов. А Федору Чоботову подал челобитную. А в челобитной ево написано дяди де ево мордвина Шиндяпки Бабина в животе не стало, а после ево остался сын, а иво Команков брат Петрушка Шиндяпин, и того де брата иво взяли в полон ногайские тотарове тому лет з двадцать и болши….» /4]. Команко просил передать для владения ему выморочный (заброшенный) ухожей со всякими угодьями дяди Петрушки. Что Федор Чоботов и утверждает «у книг», устанавливая выплаты за владение. И такие набеги со стороны южных соседей продолжались еще очень долго.
Вскоре государственная власть озаботилась защитой своих окраин от набегов кочевников и приняла решение о строительстве крепости Танбов (первое название Тамбова) в 1636 году и Тамбовского вала, где были задействованы служилые люди и дворцовые крестьяне, в том числе и Верхоценской волости. Руководил строительством в 1636‒1639 годах воевода стольник Роман Федорович Боборыкин. Сюда сзывались охочие люди из центральных уездов России. На новом месте жительства им были обещаны государственное жалованье, добрая пашня, разные льготы и «повольный» промысел. Но все равно людей катастрофически не хватало, да и человеческие качества их были не самыми лучшими. Все это вело к тому, что администрация во главе с воеводой, испытывая недостаток денежных средств, пропитания и рабочих рук, требовала от местного населения дополнительных усилий, как физических, так и денежных. Так появилось «Тамбовское сыскное дело» о злоупотреблениях бывшего воеводы стольника Р.Ф. Боборыкина и его людей по челобитьям Верхоценской волости крестьян и других. Например, в 1638 году с крестьян деревни Устьи с Богдашки Григорьева с братом доправил Федор Закурдаев двадцать рублей, да мерина, с Сенки Трепилова он же доправил три рубля. С крестьянина деревни Морша новокрещена Микифорка Сидорова доправил сам Роман сто рублей… И это все уже сверх выплаченных налогов. В жалобе есть подпись, в виде бортных знаков, Верхоценской волости деревни Устьи Кичанки Кинордасева.
После строительства крепостей Тамбов и Козлов, заградительных сооружений, налаживания постоянной сторожевой службы, количество набегов сократилось. В связи с этим в 1648 году Устьи были переселены на левый берег реки Цны, как наиболее удобное место для проживания. На новом месте была построена церковь во имя Николая Чудотворца, поэтому первоначально село именовалось Никольским. В будущем село делилось на Устья Никольские, Старые и Новые Устьи. В каждом была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Сейчас церкви в селе нет, а село носит единое название Устьи.
Чтобы иметь хлебные и мясные запасы на месте и не зависеть от поставок из центра, власть стала вновь приобретенных крестьян (мордва) определять в землепашцы, лишая их исконного занятия бортничеством. На эти годы пришлась и насильственная христианизации мордвы. С благословения патриарха Никона, летом 1655 года, рязанский архимандрит Мисаил в Шацком и Тамбовском уездах окрестил 4200 человек, применяя жесткие меры. Это привело к открытому восстанию, так как после принятия христианства мордвины считались уже русскими и жить должны были по другим экономическим правилам. А Мисаил был смертельно ранен у деревни Ямбирино Шацкого уезда .
Христианизация и введение нового хозяйственного уклада привело к массовому участию населения Верхоценской волости в восстании Степана Разина в 1670 году. После его подавления царь Алексей Михайлович повелел срочно провести перепись населения в 1671 году. Среди участников восстания были и Керендасевы; а Михаил, Андрей и Роман были убиты «вместе с воровскими казаками». Алексей (Мелешко) пропал «без весно». Всего из Устьев погибло 64 человека, 4 пропало без вести . В этой переписи уже у всех крестьян, оставшихся в живых, есть пашня. Надел в основном пол кола пашни на семью. Бортные ухожья не перечисляются, они отняты. В 1691 году больше половины их пожалованы боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, родному брату матери царя Петра I . А потомки Михаила Дмитриевича Керендасева получили уличную фамилию Михайловы. Под фамилией Михайловы они были записаны в ревизии 1763 года .
Кинордас Русинов познакомился с православной верой значительно раньше. Чуть севернее Устьев находился Шацкий Черниев монастырь. В 1585 году его «строителям» была выдана грамота, где сообщается о церкви, стоящей здесь без пения более 100 лет.
В книге ясачных сборов в 1622 году упоминается единственное село Питерское, которое находится южнее Устьев, где записано, что «… Дениско Сафонов с сыном своим с Матюшкою ходит в том же бортном Вижановском ухоже Веспутново крещена Ивашка прозвище Кижеватка Черматова по купчей записи села Питерских Николскова попа Второва Ондреева какову ему на тот Кижеватовской бортной ухожей и на знамена и на веспут дал и продавец Никольской поп Второй перед Федором Чоботовым у книг сказал. Дал де ему тот ухожей сын ево духовной новокрещен Ивашка Черматов. И он де поп Второй тот ухожей продал Дениску Сафонову и купчую запись на тот бортной ухожей и на знамена ему дал и детям ево».
Дворцовый крестьянин села Новые Устьи Савелий Михайлович Керендясев был послан на строительство Санкт-Петербурга в 1712 году, а вот вернулся ли он оттуда, осталось неизвестным. Туда же были посланы в 1713 году и его односельчане плотники Антон, пасынок Лазаря Губарева и Степан Харитонович Вечкапин .
К концу XVIII века род Корендясевых значительно увеличился. Отдельным веткам рода давались уличные прозвища. Кроме Михайловых (не перешло в фамилию), существовали Басаровы (от «басаринка» – означало человека, который брался за любую черную работу ради пропитания; фиксировалось в метриках, но не закрепилось). Потомки Прокопия (Прони) Афанасьевича Корендясева имеют прозвище Пронины. Прозвище Ивана Петровича Корендясева Седой перешло в фамилию Седов. Потомки Ивана Панкратовича Корендясева носят прозвище Панкрачевы. Прозвище Федяка перешло в фамилию Федякин, которую носят потомки Федора Егоровича Кирендясева.
Во второй половине XVIII века некоторым членам рода Корендясевых пришлось обрести новое место жительства. Например, в 1770 году, из села Новые и Старые Устьи дворцовый крестьянин Василий Тихонович Корендясев с семьей был переведен в село Малый Алабух Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Во время правления Павла I часть его потомков была подарена царем своему фавориту графу Григорию Григорьевичу Кушелеву. Ему же были пожалованы земли, на которых граф основал села Павловка и Павлодар в Борисоглебском уезде. В Павлодаре фамилия стала Крендясев.
В 1809 году в будущее село Андросовка Николаевского уезда Самарской губернии был переведен Михаил Козмич Корендяcев с пятью сыновьями. Отсюда часть его потомков в 1905 году переселились в село Омутское Алтайского края и стали Крендясевыми. А из Омутского разъехались по Сибири – в Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре. В 1938 году два брата – Василий и Николай Максимовичи Крендясевы завербовались и решили переселиться в бухту Ольга на Тихом океане, но остановились в Хабаровске. Из Андросовки другая семья Корендясевых переселилась в Камень-на-Оби, город в Алтайском крае. Из Андросовки же еще до революции Корендясевы уехали на Камчатку и живут там и ныне, и стали Карендясовыми.
В том же 1809 году во вновь образованную деревню Лядовку (Моршань-Лядовка) Кирсановского уезда Тамбовской губернии, принадлежавшую великой княгине Екатерине Павловне, переведены два брата Лукьян и Василий Кузьмичи. На новом месте стали Керендясевыми. Отсюда Григорий Лукьянович Керендясев (* 1798) был взят в рекруты в 1813 году. Его возраст дает основание предполагать, что он служил в Тверском добровольческом егерском батальоне, созданном по инициативе великой княгини Екатерины Павловны и принял участие в Заграничном походе.
После отмены крепостного права три брата – Федор, Иван и Тихон Кузьмичи Керендясевы уехали в село Маршанка Томской губернии (сейчас село Маршанское Каргатского района Новосибирской области), затем нашли свободные земли в Барнаульском уезде этой же губернии. Сейчас это Алтайский край (поселок Ситниковский и село Черемшанское) и стали Крендясовыми. Отсюда уже часть семьи переселилась в Киргизию, часть – в Кемеровскую, Липецкую и Тюменскую области. Из Моршань-Лядовки уже в советское время некоторые члены рода перебрались в Тамбов и область, а так же в Москву.
В 1834 году переселены в слободу Малый Узень Новоузенского уезда Саратовской губернии семья Лазаря Семеновича Корендясева, прозвище Басаров, которые на новом месте стали Крендясовыми [20]. Потомки живут в Саратовской области.
В 1842 году во вновь образованное село Моршу Николаевского уезда Самарской губернии переселена семья Степана Ефимовича Корендясева, прозвище Басаров [21]. Отсюда, из села Морши, теперь уже КорендясОвы, в 1893 году переселились в Восточный Казахстан. Затем часть их, уже в советское время, переехала на Алтай.
А со строительством железной дороги через Моршанск возникли целые династии железнодорожников. Сначала шли работать простыми рабочими, землекопами, проложили путь в Сибирь, на Дальний Восток и в Китай. А потом водили паровозы до Харбина и далее до Тихого океана. После 1888 года уехал из Новых Устьев Илларион Тимофеевич Корендясев и с семьей добрался до Читы. Его сын Василий Илларионович служил с 1904 по 1929 год машинистом на КВЖД, в Харбинском депо.
В 1917 году приехал из Устьев в Арамильскую слободу (ныне город Арамиль Свердловской области) для работы на суконной фабрике В.П. Злоказова Дмитрий Наумович Корендясев с семьей, там фамилия трансформировалась в «Корендясовы».
С тех далеких времен прошли столетия, но род Кинордаса Русинова не исчез. Сейчас в древе рода в двадцати поколениях представлены около 5000 человек.
Во всех значимых событиях истории страны наши предки принимали и принимают активное участие. Было ли это восстание Степана Разина, строительство Санкт-Петербурга, или освоение новых земель в Заволжье, Сибири, Алтае и Восточном Казахстане. Не обошла стороной потомков Кинордаса Русинова и Великая Отечественная война. Около 150 человек приняли в ней участие, около 50 погибло и пропало без вести. Многие награждены орденами и медалями. Например, из села Андросовки воевало два летчика: Павел Филиппович Корендясев и Николай Васильевич Корендясов. Из Восточного Казахстана воевал командир минометного взвода Иван Петрович Корендясов. Все они оставили потомкам свои воспоминания о войне.
Три человека принимали участие в ликвидации Чернобыльской аварии.
С середины XX века все больше становится интеллигенции. Это учителя, врачи, инженеры. Первой получила высшее образование, окончив в 1932 году Томский медицинский институт, Раиса Васильевна Корендясева. Ее сын Альфред Иванович Корендясев – доктор технических наук, а младший Георгий Александрович Корендясев – доцент Уральского государственного горного университета, недавно вышла его книга «Кварц с включениями» .
Уроженец города Моршанска генерал-лейтенант внешней разведки Анатолий Александрович Корендясев был депутатом V созыва Государственной думы РФ. Но основная масса работала в сельском хозяйстве и на производстве.
Переселяясь в дальние края, Корендясевы вместе с односельчанами на новом месте старались сохранить частицу родины, давая своим поселениям названия Морша, Моршень, Маршанка. Историческая родина – село Устье, как родничок, продолжает питать теперь уже большие города своими Корендясевыми. Потомки Кинордаса Русина живут в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Саратове, Усть-Каменогорске, Алма-Ате, Минске, Ташкенте, Барнауле, Бийске, Петропавловске-Камчатском, Воронеже, Хабаровске, Ярославле, Гаграх и многих других городах и селах.
Список литературы и использованных источников можно увидеть на страницах журнала "Генеалогический вестник". Выпуск 61. СПб., 2019 г. л. 94 - 102.