Музей воспитывает и учит патриотизму
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».
Президент Российской Федерации В. Путин.
Моршанский историко-художественный музей десятый год находится в стадии реконструкции. Однако это не значит, что жизнь в музее замерла. Научные сотрудники проводят экскурсии по городу, организуют лекции, выставки, выездные мероприятия в рамках различных музейных программ, оказывают консультативную помощь населению, словом, музей работает. Не прекращается и работа в рамках программ по военно-патриотическому воспитанию. Даже в сложившейся обстановке музей обладает большими возможностями, мощным интеллектуальным потенциалом для воспитания у детей чувства патриотизма, формирования духовно-нравственных устоев.
Так, на протяжении 15 лет старший научный сотрудник музея В.В. Данильченко ведёт занятия в клубе «Юный краевед», что работает при библиотеке школы-интерната. В 2012 году Моршанским историко-художественным музеем была разработана и утверждена совместная программа патриотического воспитания «Я – гражданин своей страны», цель которой - многостороннее развитие гражданина России. Программа рассчитана на воспитанников 5 – 9 классов. В настоящее время членами клуба «Юный краевед» являются обучающиеся 5 группы. Апробированная на практике программа помогает школе в воспитании гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, а музейные уроки учат испытывать гордость за свой народ, любить Родину.
Работа музея в военно-патриотическом направлении строится на основе сотрудничества с комитетом солдатских матерей, советом ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, Военно-историческим обществом, представителями общественности.
Для своей целевой аудитории музей предлагает цикл мероприятий «Дети войны», лекции, эвристические беседы, мини-выставки цикла «Нам не забыть о той войне», уроки мужества «Наша жизнь и боль», «Их подвиг живет века», «Солдаты Победы», «Герои нашего времени», «Недаром помнит вся Россия…». По словам Валентины Данильченко, которая занимается научно-методической разработкой мероприятий военно-патриотической направленности, музейные программы призваны помочь школьнику, подростку осмыслить своё место в жизни, отвлечь от противоправной деятельности. Приобщая в ходе занятий к целому ряду ценностных понятий, попытаться сформировать взгляд на исторические события, мировоззрение, научить уважению к прошлому и настоящему края, страны, и если удастся, создать учебно-воспитательный комплекс, социально ориентирующий ребёнка, формирующий гражданскую позицию и патриотизм. Если ребята растут патриотами, значит мы на правильном пути, работа наша нужна.
Для различных возрастных категорий в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» в программе военно-патриотического воспитания, реализуемой музеем, есть разноплановые мероприятия. «Стоявшие насмерть во имя жизни» (День снятия блокады Ленинграда), «Время выбрало нас» (вывод ограниченного контингента войск из Афганистана, военные конфликты ХХ века), «Отчизны славные сыны» (День защитника Отечества), «У войны не женское лицо…» (о женщинах, которые внесли свой вклад в Победу), «У истоков космических открытий» (День космонавтики), «Моршанцы - кавалеры ордена Александра Невского», «Была война, была Победа», «День Памяти. День Скорби», «Пётр I и его эпоха», «Огненная дуга», «О воинской славе святой Руси», «Спасители России», «Они защищали Москву» и др.
Опытнейшие сотрудники отдела научно-просветительской и экскурсионной работы Моршанского историко-художественного музея Е. Новичкова, В. Данильченко, З. Рогожина, Т. Кулешова адаптируют беседы и лекции под различные возрастные категории, к каждой – подход особый. Например, Тамара Николаевна Кулешова так рассказывает дошколятам о Бородинской битве, что они слушают, буквально открыв рты, а потом устремляются смотреть солдатиков 1812 года, бинокли, подзорные трубы, каски. Елена Львовна Новичкова рассказ о космосе и именитых земляках иллюстрирует с помощью настоящего метеорита и модели спутника. Зинаида Дмитриевна Рогожина к патриотизму подводит слушателей через православие, христианские святыни, искусство и морально-нравственные ценности.
Возможно, это прозвучит излишне казённо, но проводит музей и мероприятия по выполнению указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и законодательных актов Российской Федерации о государственных праздниках и памятных датах истории Отечества, военной истории России: «Государственные символы России» (День России), «Государственный флаг России» (День Российского флага), «История России в лицах правителей», «Знатные люди г. Моршанска».
Эти мероприятия способствуют формированию ядра личности, благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношения человека с миром; на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Т. Гуркова
Газета "Согласие" от 13.12.2017 г.