«Беспризорный памятник архитектуры»
Памятники истории и культуры подразделяются на федерального и местного значения. Каждый из них фиксируется в Министерстве культуры, получая свой паспорт, независимо от того в чьей собственности они находятся.
Меры защиты памятников, поставленных на государственный учет, заключаются в следующем:
они могут быть использованы только в целях развития науки, образования, идеологического и эстетического воспитания. Использование их в хозяйственный целях допускается, если это не наносит им ущерба. Памятники истории и культуры могут предоставляться организациям и частным лицам на тех же условиях. Организации и частные лица обязаны заниматься охраной, реставрацией, консервацией или ремонтом таких памятников – но под контролем органов охраны памятников истории и культуры. Изменение, переделка, перемещение и снос памятников культуры запрещается без особого на то разрешения. Ответственность за порчу памятников предусмотрена в Уголовном Кодексе РФ, Статья 243:
1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -
наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -
наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.
Основы охраны памятников истории и культуры в России были заложены Петром I (1722). В XIX столетии большой вклад в организацию охраны памятников истории и культуры внесли Императорская археологическая комиссия (с 1850 г., Санкт-Петербург) и Московское археологическое общество (1864).
Советское государство с первых дней своего существования принимало меры к сбережению памятников искусства и культуры. Изданные по инициативе В.И.Ленина в 1918-1924 г.г. декреты (более 20 декретов), заложили основу советской государственной системы охраны памятников.
Тамбовский искусствовед М.А.Климкова в статье «Музеи Тамбовского края и охрана памятников (начало государственной политики)», опубликованной в альманахе «Тамбовская старина» (Тамбов, 2010 г., с. 82-118), пишет: «Начало государственной политики в области охраны памятников связано с музеями. Организовывавшиеся по всей стране музеи подчинялись Народному комиссариату по просвещению (Наркомпросу), возглавляемому А.В.Луначарским, при котором 28 мая 1918 г. был создан музейный отдел или как его еще называли Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
Постановлением Наркомпроса от 7 дек.1918 г. поступила директива о срочной организации губернских подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины, состоящих из представителей Отдела Наробразования, политических руководителей и специалистов в области музеев, историков, художников, археологов, архитекторов и пр., в чью задачу входило заведывание существующими музеями, создание новых музеев, выявление памятников, их регистрация и взятие на учет. Так же в 1918 г. был создан и архивный отдел. Сотрудники музеев совместно с архивистами и занимались данной задачей.
В 1921 г. музейный отдел был реорганизован в Главный комитет по делам музеев и охране памятников (Главмузей), на местах были созданы комитеты (управления) по делам музеев и охране памятников искусства, старины, народного быта и природы, названы Губмузеями.
К 1930 г. музеи стали выводится из системы образования.
В начале, 1930-х г.г. с усилением антицерковной пропаганды развился процесс «музеефикации» церковных зданий, то есть превращения их в музеи. Здания обрели новых рачительных хозяев, наилучшим образом поддерживавших их удовлетворительное техническое состояние. Но Свято-Троицкий собор, национализированный в 1930 г. стал складом, что, как правило, являлось прямым путем к разрушению.
В послевоенное время отношение к церковным архитектурным объектам постепенно менялось. В 1950-70 г.г. была проведена огромная работа по восстановлению разрушенных фашистами памятников архитектуры, в том числе памятников церковного зодчества. В 1948 г. собор был взят на учет как памятник архитектуры союзного значения. В 1949 г. было произведено обследование памятника, в 1950 г. составлен Дефектный акт, описывающий состояние памятника и необходимые меры по его реставрации. Так же была составлена контрольная ведомость, где определены виды реставрационных работ их стоимость. Начальник управления культуры Тамбовской области Б.Титов писал в Государственную инспекцию по охране памятников истории и культуры: «Техническое состояние памятника неудовлетворительное: разрушены купола, крыша, частично разрушена кирпичная кладка стен, карнизов, колонн, портиков, разрушены наружная и внутренняя штукатурка сильно разрушена паперть и т.д.
Управление культуры считает, что если бы появилась возможность отремонтировать и реставрировать этот собор, то в нем можно было бы разместить Моршанский краеведческий музей, который находится в крайне тесном помещении. примерная стоимость работ 800-900 тыс.руб.» (Фонд УГООКНТО).
Но в 1960-м году он был исключен из списка памятников.
Государственные структуры, занимавшиеся проблемами охраны памятников во второй половине XX века неоднократно реорганизовывались. В настоящее время это Государственное управление охраной памятников истории и культуры осуществляется Министерством Культуры и местными органами власти. Из деятельность в сфере охраны памятников истории и культуры слагается из научно-исследовательских работ (поиск, изучение, классификация, каталогизация и публикация памятников), подготовки и издания государственных законодательных актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры, принятие законов, запрещающих прочу, разрушение или перестройку зданий и т.п., разработка инструкций о порядке учета, хранения и реставрации художественных и исторических ценностей, консервации и реставрации работ, популяризации памятников как исторического и культурного достояния.
В архиве Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (УГООКНТО) хранится внушительная папка, содержащая любопытнейшую информацию о процессе сохранения Свято-Триоцкого собора со времени принятия его на учет.
Помимо государственных структур, в стране с 1965 г. учреждена общественная организация, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, в состав которой вошли известные государственные деятели, писатели, художники, композиторы музейщики и ученые. Деятельности этой общественной организации обязано большое количество спасенных памятников, в том числе и Свято-Троицкий собор.
Членами общества являются люди, неравнодушные к разрушению и забвению нашего наследия. Они занимаются не только выявлением и изучением памятников, важнейшую задачу видят в том, чтобы добиться постановки ценных объектов на государственный учет – единственной действенной мерой в борьбе за спасение от уничтожения памятника. Общество быстро завоевало популярность среди населения.
Сазу после создания общества в его оргкомитет поступило письмо:
«В связи с тем, что создано общество по охране памятников старины, я хотел бы обратить Ваше внимание на уникальное сооружение постройки 1862 г. – Троицкий собор в г.Моршанске Тамбовской области, который в настоящее время очень интенсивно разрушается.
Во время второй мировой войны с его 4-х куполов было снято кровельное железо и выбиты стекла. Последствием дождей, снега и других факторов он быстро приходит в негодность.
По своим размерам и стилю он напоминает Исаакиевский собор в г.Ленинграде.
В областных и столичных городах за позабытыми памятниками плохо или хорошо следят. А Моршанск – город районный, поэтому про этот собор мало кто знает.
Я жил в этом городе 7 лет рядом с собором и было больно смотреть, как его портят… 3.07. 66 г. Ю.Каныкин» (Фонд УГООКНТО)..
Письмо переадресовано председателю Тамбовского областного совета ВООПИиК.
25.05.1967 г. тамбовское отделение ВООПИиК получило распоряжение от Центрального совета о проведении обследования Свято-Троицкого собора и внесения предложений по улучшению его состояния, а также его использования.
На зав. Моршанским городским отделом культуры Л.К.Кочеткову были возложены обязанности по составлению паспорта на собор (1967 г., Фонд УГООКНТО).
Среди документов есть копия любопытного письма от жителей г.Моршанска, адресованное в Управление по делам архитектуры и датированное 1967 г.:
«В г.Моршанске Тамбовской обл. на площади возвышается собор. Массивное сооружение давних лет. По своей величине он считается третьим в нашей стране. На наружней стороне его прикреплена доска с надписью: «Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР». Памятник архитектуры охраняется государством, причиняемые повреждения караются законом».
Это сооружение по своему стилю и величине должно было представлять прекрасный вид, но состояние, до которого оно доведено, вызывает среди жителей глубокое огорчение. Этот чудесный памятник, памятник древности мог быть красою города. Он виден очень далеко за пределами города.
В действительности же к стыду города он является огромным безобразным грязным пятном. И чем дальше, тем больше его портят и разрушают. В настоящее время уже на самой верхушке постепенно растаскивают кровлю, большие листы.
Этим самым открывается возможность к разрушению и порче здания не только снаружи, но и внутри. Просим Вас, помогите сберечь этот ценный памятник древности, окажите внимание.
ЖИТЕЛИ г.МОРШАНСКА» (Фонд УГООКНТО).
В судьбе Свято-Троицкого собора, над которым в послевоенные годы реально нависла угроза разрушения появился такой неравнодушный человек – Алексей Ионович Захаров.
А.И.Захаров, родом из зажиточных крестьян псковской деревни Самолвы, сосланный на Кольский полуостров, где жил на поселении более 20-ти лет, работая бухгалтером и ревизором в тресте «Апатиты», вступив в пенсионный возраст и получив свободу передвижения, перебирается в центр России, выбрав местом жительство Тамбов. В 1968 г. Захаров вступил в общество охраны памятников истории и культуры и стал членом ревизионной комиссии на общественных началах.
Суждения А.И.Захарова о необходимости спасения Свято-Троицкого собора изложены в докладной записке, адресованной Председателю Тамбовского исполнительного комитета Областного совета народных депутатов трудящихся тов. Забавникову П.А. от 28 ноября 1967 г. по поводу решения облисполкома от 12 августа 1967 г. об исключении из списка памятников архитектуры государственного значения Моршанского и Мичуринского соборов:
«Восемнадцатое и девятнадцатое столетия дали России множество великих людей с мировыми именами, которые для истории России и всему миру оставили неоценимые богатства – культуры и раскрепощение человечества. Цари, капиталисты и священство России, имея в своих руках капитал народа, не упустили возможности использовать таланты народа в своих целях, создавали свои прихоти: дворцы, соборы, церкви, на строительстве этих зданий использовались лучшие зодчие и художники мира, которые в поисках куска хлеба были вынуждены создавать не то, что им хотелось, а то, что им предлагалось.
Были созданы здания чудо-красоты и архитектуры. Народ, не видя выхода из нужды невежества, эксплуатации и тиранства отдавал последние гроши на постройку храмов, в стенах которых изливал свое горькое-горе.
Тамбовские капиталисты и священники в этом деле не хотели отставать от капиталистов Петрограда и Москвы, создали в 1857 г. и 1873 г. в Тамбовской губернии два собора большой архитектуры и художественной ценности, один в гор. Моршанске – Троицкий собор… Второй в гор. Мичуринске…
В начале 1967 г. по центральному телевидению подвергся критике Моршанский исполком за недостаточное внимание к сохранению исторического памятника архитектуры Троицкого собора.
По делам службы мне много раз приходилось бывать в гор. Моршанске (должность моя строитель-гл.бухгалтер-ревизор). У этого здания чуда архитектурной мысли, я спокойно пройти не мог, как строитель и как государственный инспектор, к тому же на углу этого здания висит и по сегодня мемориальная доска с надписью «….Памятник архитектуры охраняется государством. Повреждения караются по закону». Поэтому я не поверил глазам своим, трудно понять, почему так равнодушно смотрит Моршанский исполком на гибель национального богатства и неужели так можно компрометировать наши советские законы по охране памятников истории…
В марте месяце 1967 г. я решил перестать быть свидетелем нарушений законов об охране памятников истории и обратился с претензиями к председателю Тамбовского отделения общества охраны памятников истории и культуры тов. Иванову А.П., который ответил, что в этой части некому работать и попросил оказать помощь, я согласился и был зачислен внештатным инспектором по охране памятников истории и культуры…
…Надо отдать справедливость ленинградцам, которые, еще не залечив раны войны разоренного жилфонда, начали восстанавливать архитектурные памятники…
Нашу благодатную Тамбовскую землю не топтала фашистская нога и не разоряла наши исторические памятники и нам стыдно плестись в хвосте…
Красоту полученного наследства мы обязаны сохранять, как самый дорогой капитал. Трудно понять, почему так равнодушно глядим мы на гибель национального богатства, почему надо умным людям доказывать, что эти богатства надо охранять и беречь на тысячелетия» (Фонд УГООКНТО).
Крупное исследование о жизни и деятельности А.И.Захарова проведено тамбовским искусствоведом М.А.Климковой, опубликовано в живом журнале – marina-klimkova.livjornal.com
Несмотря на то, что музеи еще в довоенные годы официально перестали заниматься проблемами охраны архитектурных памятников, тем не менее, они не переставали играть важную роль в этом процессе. По некоторым сведениям, за предопределенную участь собора глубоко переживал директор Моршанского музея, основатель деятельности по охране памятников старины в Моршанске, П.П.Иванов, за что был арестован, и несколько месяцев провел в застенках НКВД. Ученица Петра Петровича Прасковья Васильевна, пришедшая в музей в начале 1930-х и возглавившая его после смерти Иванова в 1942 г. продолжила политику Петра Петровича и стала активной защитницей Свято-Троицкого собора.
В Моршанском историко-художественном музее (МИХМ) сохранилось 24 письма А.И.Захарова к директору музея П.В.Кобзевой за 1967-72 годы, рассказывающих о том, как проходила борьба за спасение Свято-Троицкого собора.
Прасковья Васильевна поддерживала устремления Алексея Ионовича, помогала Захарову в сборе исторического материала о соборе, проведении его замеров, расчетов необходимых стройматериалов и пр., передавала информацию о действиях местных властей…
Так, уже в июле-августе 1967 г. А.И.Захаров пишет П.В.Кобзевой, что число защитников в деле спасения Собора растет: «президиум обл.исполкома 8/VIII 67 г. будет выносить решение о б\соборе, что делать! К тому же Москва это решение требует, так как они собор уже включили в список для утверждения, как памятник архитектуры союзного значения. Лед тронулся, и число помощников растет, особенно теперь, когда не стало боязно»(Фонд МИХМ).
Однако радоваться было еще рано, пленум облисполкома решил отказаться от спасения здания собора, мотивировав решение отсутствием средств. Но Алексей Ионович продолжал бороться, доказывая, что если нет местных средств, необходимо обратиться в Москву, принять меры если не по реставрации, то хотя бы по сохранению, консервации здания, предотвращения его разрушения.
Отвечая на постоянные письма, Минкульт РСФСР включил собор для утверждения в списки, но ассигнования на ремонтно-реставрационные работы возложил на счет Тамбовского областного управления.
В письме к Прасковье Васильевне от 14.09.1967 г. Алексей Ионович сетует на то, что, согласно протокола № 752, принято решение Исполнительного комитета Тамбовского Совета Депутатов Трудящихся о дополнительном перечне памятников истории и культуры государственного и местного значения по предложению Управления культуры:
«В список Гос.значения был включен и Троицкий собор, но решение по собору не приняли – умолчали, и он остался беспризорным, даже не вошел в список памятников местного значения…» (Фонд МИХМ).
Алексей Ионович обращался к П.В.Кобзевой просить актив Горсовета сигнализировать во все инстанции, начиная от Центрального совета ВООПИиК до Министерства культуры РСФСР со словами: «Тамбовский облисполком принял не верную позицию по сохранению памятника истории. Включает в списки те памятники на охрану, которые и без этого охраняются, а вот беспризорные шедевры архитектуры и истории, которые нужно привести в надлежащий хозяйский порядок, просто замалчивают» (письмо от 14.09.1967 г., фонд МИХМ)
На решение вопроса по Троицкому собору Алексей Ионович для себя определил три года: «…время летит, а я еще по Троицкому собору ничего не сделал, правда, я на это дело отложил три года, но ведь полтора уже прожили бесполезно.
На днях отошлю обе докладные на имя председателя Совета Министров т.Косыгина А.Н., пусть он нас разберет: прав ли я или т.Забавников…» (письмо от 15.08.1968 г., фонд МИХМ)
Направляет Захаров и письмо бывшему тамбовчанину, редактору Отдела информации газеты «Известия» Илешину Борису Ивановичу (письмо от 28.08.1968, фонд МИХМ).
Зимой 1969 г. А.И.Захаров был командирован в Моршанск по вопросу составления сметы на работу по ликвидации аварийного состояния здания Троицкого собора. Сдвинулся и вопрос по наведению порядка по взиманию арендной платы с Моршанского Горпищекомбината, использовавшего помещение собора (подвал) под склад.
В переписке хранится сделанная А.И.Захаровым копия, документа от ВООПИиК к председателю Моршанского Горисполкома т.Амарантову от 01.03.1970 г., где есть такие строки: «Указанное здание принадлежит к школе замечательного русского зодчего Стасова В.П. и имеет крайне важное значение для архитектурного силуэта города и его объемно пространственной выразительности. Кроме того каменное здание с прочими конструкциями такого объема имеет и большую материальную ценность.
Центральный Совет готов рассмотреть вопрос о возможной помощи для восстановления здания» (Фонд МИХМ).
Осенью 1970 г. Алексей Ионович сетует, что положение собора не улучшилось, «колесо бестолковщины пошло в обратную сторону»: «Да, в моей жизни я встретил впервые таких махровых бюрократов, хотя и приходилось добиваться решения правительства в сто раз сложнее, чем этот собор, как будто заколдованный круг, из которого я не смогу выбраться.
Но сил еще много и желающих спасти русский памятник от русских…. прибывает все больше и состав качественнее…» (письмо от 15.09.1971 г., фонд МИХМ)
Энергией и настойчивостью Алексея Ионовича и его соратников, удалось привлечь в число желающих спасти собор доктора архитектуры, профессора В.И.Пилявского. Принимая деятельное участие в судьбе собора, он рекомендовал «здание, имеющее огромную полезную площадь (свыше 2000 кв.м.) превратить в актуальное общественное здание, с сохранением его репрезентативного архитектурного облика. В нем может разместиться краеведческий и исторический музей с концертным залом, в котором нуждаются десятки тысяч жителей города…».(07.06.1970, фонд УГООКНТО).
30 марта 1971 г. Алексей Ионович пишет заявление в Президиум XXIV Съезда Компартии Советского Союза: «В нашей стране по охране исторических памятников правительством создано Всероссийское общество. В Тамбовской области общество состоит из 22 штатных единиц… [на 14 памятников архитектуры, принятых на учет]
Обществом проделана большая работа по охвату трудящихся в члены Общества охраны памятников, которых числится на сегодня свыше 50 тыс. членов, такая армия людей, желающих сохранить нашу историю, могла бы кажется, горы сдвинуть с места. Но получилось обратное, памятникам от этого легче не стало, разрушаются?
Памятники, имеющие историческое архитектурное значение, истории русского народа, произведение зодчих Стасова В.П., Баженова В.И., Тона и др., которые еще не опознаны, облисполкомом на учет и охрану не берутся, для которых крест на здании является символом страха, как бы чего не случилось?...
Десятки писем поступило в наш облисполком от Министерства культуры РСФСР, Всероссийского общества по охране памятников, Государственной инспекции по охране памятников, члена научно-методического совета по охране памятников Министерства СССР. доктора архитектуры, профессора В.И.Пилявского, много писем от трудящихся. в течение 4-х лет не могу убедить председателя Тамбовского облисполкома т.Забавникова П.А., чтобы принят на государственную охрану Моршанский бывший Троицкий собор – работы великого русского зодчего В.П.Стасова…
Я считаю, что Обществу по охране памятников следует смело вести научную изыскательскую работу об установлении исторических памятников нашей Родины, и я уверен, что памятников в Тамбовской области будет не 14, а сотни и нам помогут в этом 50 тысячная армия наших членов Общества.
Наши туристы будут посещать памятники нашей страны, Великого зодчества, которыми наш народ может гордиться перед заграницей.
Моя просьба к Президиуму XXIV съезда навести порядок в охране памятников истории нашего народа, и призвать к порядку нерадивых хозяев нашего Тамбовского облисполкома, заставить уважать Министерство культуры РСФСР, Всероссийское общество по охране памятников, специалистов-ученых и трудящихся…» (письмо от 30.06.1971, фонд МИХМ).
В ответ на письмо Исполнительным комитетом Тамбовского Совета депутатов трудящихся было принято решение, что в связи с тем, что на капитально-восстановительные работы Троицкого собора потребуется большая сумма средств и материалов, а также специальные строительно-реставрационные организации, которых в области нет, просить Министерство культуры РСФСР взять здание бывшего Троицкого собора на государственную охрану как памятник республиканского значения. (28.06.1971 г., фонд УГООКНТО).
А.И.Захаров добился решения исполнительного комитета Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся в лице т.Забавникова П.А. обязать Моршанский горисполком заняться охраной Собора, провести необходимые консервационные работы во избежание его дальнейшего разрушения, а также навести порядок во взаимоотношениях с арендаторами, просить Совет министров РСФСР включить в список памятников Государственного значения Троицкий собор, а так же просить выделения средств на реставрацию собора.
Даже после письма к съезду Алексей Ионович не верил в спасение собора: «Я еще не могу расстаться с мечтой по спасению Вашего Моршанского Каменного цветка, как будто по-капельки двигаюсь вперед, но как видно, разрушение его опережает мои достижения. Очень жаль, неужели не спасем?» (письмо от 4 июня 1971 г., фонд МИХМ).
В последующие годы проводились неоднократные акты обследования здания собора, производились запросы в Центральный государственный исторических архив СССР в оказании содействия по изучению истории строительства собора. На затянувшееся работы по принятию конкретных мер к спасению собора жителями Моршанска была направлена жалоба в Генеральную прокуратуру СССР. (Фонд УГООКНТО)
Все эти усилия не были напрасны. Отведенные Алексеем Ионовичем 3 года растянулись на долгие 8 лет. Распоряжением Тамбовского облисполкома от 18 декабря 1973 г. № 966, Здание Троицкого собора передано на баланс отделу культуры Моршанского горисполкома. Постановлением № 624 от 04.12.1974 г. Советом Министров РСФСР здание собора приняли на государственную охрану. Министерством культуры и Центральным советом ВООПИиК выделялись ассигнования на ремонт и реставрацию памятника. /справка от 09.02.1976 г. сост. Ответственным секретарем областного отделения общества охраны памятников истории и культуры Т.Цибизовой., фонд УГООКНТО). Договор на реставрацию был заключен с трестом «Росреставрация».
С момента постановки памятника на государственную охрану, Собор перестал быть беспризорным. Начался длительный сопровождаемый бумажной волокитой и бюрократией процесс восстановления памятника.
В том числе благодаря моршанскому собору, внимание государства и общества было обращено на погибавшие памятники исторического дореволюционного прошлого.
Слова Алексея Ионовича, обращенные к Съезду стали пророческими.
За последние 50 лет число объектов архитектурного наследия в Тамбовской области с 14 возросло до 373, из которых 353 регионального значения (62 в г.Моршанске и 2 в Моршанском районе) и 20 федерального (1 в Моршанске и 1 в Моршанском районе) .
/Литература: Охрана памятников ист. и культ. Сб.документов., М., 1973 г.; Л.А.Стешенко, В.Д. Тепферов. О памятниках истории и культуры. М., 1977; М.М.Богуславский. Международная охрана культурных ценностей, М., 1979, «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Полевого В.М: М.: изд. «Советская энциклопедия», 1986.; Словарь-справочник
уголовного права./
Л.В.Григорьева.