О деревянной скульптуре замолвили слово
Появление книги «Русская скульптура XVI-XIX в.в. Моршанск» стало важным событием в культурной жизни Тамбовщины. Это первое научно-популярное издание, целиком посвященное одной из значимых коллекций Моршанского историко-художественного музея. Оно представляет собой иллюстрированный альбом-каталог, содержащий изображения и описания более ста произведений деревянной пластики, большая часть которых никогда не покидала фондохранилища музея и впервые выставлена на публичное обозрение. Каталог состоит из двух разделов, соответственно группам отобранных памятников. В первый раздел включены плоскостные и объемные предметы деревянной скульптуры, покрытые темперной живописью, находившиеся в иконостасах сельских храмов Моршанского уезда и г.Моршанска. Среди них створки царских врат с изображением евангелистов, образы святого Николы Можайского, Господа Саваофа, Ангелов и других ангельских чинов, части композиций «Распятие с предстоящими», Богородицей и Иоанном Богословом, а также сюжеты «Христос сидящий», «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» и пр. Скульптуры необычайно разнообразны по манере исполнения, они были созданы местными самодеятельными народными резчиками и представителями известных мастерских, в том числе столичных. Ко второй группе памятников отнесена мелкая пластика, так называемые предметы личного благочестия, паломнические миниатюрные резные кипарисовые складни и иконки, изготовленные в мастерских Сергиева Посада, Киева и в Палестине. Материал каталога сопровожден культурно-историческим очерком о Моршанском крае и обзором Художественного отдела Моршанского историко-художественного музея.
Каталог моршанской коллекции деревянной скульптуры является частью большого долгосрочного проекта, посвященного русской сакральной (имеющей отношение к божественному, священному, мистическому, потустороннему) пластике. Идея проекта заключается в изучении и систематизации неизвестных и малоизученных музейных собраний русской церковной деревянной скульптуры, открытии их для мирового культурного сообщества. Моршанская коллекция стала четвертым изданием. Ранее вышли три каталога по коллекциям деревянной скульптуры Русского Севера, хранящимся в музеях старинных купеческих городов Сольвычегодска, Великого Устюга и Тотьмы. Автор проекта Мария Александровна Бурганова – выдающийся российский скульптор и искусствовед, на сегодняшний день является ведущим специалистом по изучению мифологии и символики образов русской скульптуры, проблем современного пластического искусства. Мария Александровна работает заместителем директора по науке в музее авангардной скульптуры «Дом Бурганова», под руководством своего отца, московского скульптора с мировым именем А.Н.Бурганова, а также является профессором кафедры Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строгонова. В одном из интервью, М.А.Бурганова объяснила свой интерес к теме проекта: «Русская сакральная пластика — явление совершенно особое. Она существует вне времени, практически не изменяясь, лишь поверхностным слоем, едва заметно, отдавая дань стилистическим различиям эпох. Как всякое сакральное знание, она грандиозна по масштабу и почти не уловима для восприятия непосвященных».
М.А.Бурганова, вместе с коллегами по проекту Анатолием Петровичем Смоленковым, скульптором, профессором кафедры Монументальной и декоративной скульптуры Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Стрганова и фотографом, специалистом по типографской верстке Александром Елсаковым начали работу над каталогом моршанской коллекции, посетив музей зимой 2014 г. Восхитительное собрание шедевров нашего музея не оставило равнодушным именитых московских искусствоведов. Мария Александровна отметила, что одной из главных проблем провинциальных музеев является отсутствие качественных изданий каталогов коллекций, которые делают музеи повсеместно узнаваемыми, популярными. Задача издательского проекта состоит в том числе и в поддержке малых музеев страны.
Выбор именно моршанской коллекции не случаен. Процесс ее изучения имеет длительную историю. Она была сформирована директором музея П.П.Ивановым в 1920-е годы путем самоотверженного целенаправленного самостоятельного обследования сельских храмов и направления циркуляров во все волостные исполнительные комитеты Моршанского уезда, предписывающих: «изъять имеющиеся предметы старины, вышедшие из церковного обихода и являющиеся фондом Моршанского Историко-Археологического музея, как то: деревянные резные изображения святых в виде статуй Христа в терновом венце, распятия, Херувимов и других святых…». Свозимая из сел Мамонтово, Поминаевка, Салтыково, Пичаево, Новотомниково, Липовка, Кутли, Левые Ламки, Ваново, Свиньино, Таракса, Волково, Ломовис, Вышенка, Пеньки, Большое Шереметьево, Канищево, Кершинские Борки, и др. церковная скульптура складывалась в помещении Успенской старообрядческой церкви, бывшей музейным фондом (до 1961 г.). Нахождение в отдельном здании, подальше от глаз, «ненужных памятников старины», подлежащих ликвидации, сыграло свою роль в сохранении деревянных скульптур в разгар антицерковных гонений. П.П.Иванов и его сотрудники, по-видимому, относились к кругу тех самых «посвященных», о которых поведала М.А.Бурганова. Они разглядели в неприглядных самодеятельных церковных статуях, поврежденных пожаром и насекомыми, треснутым, с облупившейся краской и утратами деталей музейные сокровища, памятники национальной культуры, которые необходимо спасти для будущих поколений, во что бы то ни стало, не в пример прочим музейщикам, сжигавшим деревянную скульптуру в топках своих котельных. В 1960-е годы коллекция стала объектом изучения выдающегося искусствоведа и реставратора Н.Н.Померанцева. Николай Николаевич бывший хранитель Оружейной палаты, заведующий памятниками Кремля. Он стоял у истоков создания Центральных реставрационных мастерских, работая под началом И.Э.Грабаря, был осужден по «делу реставраторов» и сослан на Север. Освободившись после войны, Померанцев вернулся к работе реставратора, регулярно выезжая в экспедиции по стране. Н.Н.Померанцев – спаситель православных реликвий Кремлевских монастырей, реставратор Ферапонтова, Соловецкого, Кирилло-Белозерского монастырей лично посетил Моршанский музей, составил описание произведений коллекции народной церковной скульптуры, занимался их реставрацией. Моршанская коллекция стала известна в узких искусствоведческих научных кругах. Предполагалась ее планомерная реставрация. Была произведена консервация скульптур. Однако реставрационные работы затянулись на долгие годы. Многие фигуры так и остались с большим количеством профилактических бумажных заклеек, предназначенных для временного, на несколько месяцев, закрепления осыпающегося красочного слоя. Ценные статуи даже в «забинтованном» виде попали на страницы каталога.
В 1996 г. отделу культуры г.Моршанска, во главе с Л.К.Кочетковой удалось открыть во вновь переданной музею Успенской старообрядческой церкви Отдел древнерусского искусства. Он просуществовал не долго, всего 5 лет, но успел привлечь к уникальной коллекции большое внимание.
С посещения Отдела древнерусского искусства в 1998 г. началось знакомство с моршанской культовой скульптурой тамбовского искусствоведа, редактора альманаха «Тамбовская старина» М.А.Климковой, ученицы Н.Н.Померанцева. Ею подготовлена масса публикаций и докладов о собрании Моршанского музея, личности П.П.Иванова и произведениях коллекции народной деревянной скульптуры. Выступление Марины Александровны на Международной научно-практической конференции, проходившей в 2010 г. в Москве и организованной М.А.Бургановой с темой «Резной образ Николы Можайского из Мамонтовой пустыни» окончательно сформировали мысль о необходимости сделать моршанскую коллекцию общественным достоянием.
Выход в свет каталога моршанской сакральной скульптуры - это результат труда нескольких поколений музейщиков и ученых. Книга, прежде всего, свидетельствует о широте и богатстве духовных традиций местного населения, ставит Моршанский край в ряд самобытных старинных культурных центров России. Она полезна не только специалистам, ученым, но и широкому кругу читателей. Изданный в формате альбома, каталог исключителен не только по своему содержанию, но и высококультурному оформлению, отличному качеству иллюстраций и их удачной компоновке. Листая страницы, читатель не просто знакомится с оригинальными произведениями деревянной церковной скульптуры, но, рассматривая детали, невольно сравнивая особенности, увлекается собственным исследованием, погружаясь в удивительный мир культуры и искусства, незаметно для себя приобщается к кругу «посвященных».
Л.Григорева
Согласие. 22.03.2017. с. 4