Впечатляющая история одного экспоната
В жизни историко-художественного музея в этом году отмечалось знаменательное историческое событие – 125-летие со дня рождения его основателя и первого директора П.П. Иванова. Этот удивительный человек, фанат своей работы («Музейное дело стало моей страстью», - признавался он), много занимался коллекционированием, сбором предметов старины. Мы, музейные работники, в силу своих возможностей стараемся следовать заложенным Петром Петровичем традициям. И в этом славном деле нам бескорыстно помогают моршанцы, жители нашегогорода. Совсем недавно в фонд музея поступил старинный предмет женского туалета – корсет, подаренной Р.Н. Сарычевой. Словарное определение этого слова таково: «Принадлежность одежды для придания фигуре определенной формы». Корсет был известен уже древним античным народам: под хитоном или туникой женщины носили кожаные полосы, стягивающие живот и поддерживающие грудь. Корсет «лепил» дамский торс по велению моды: подчеркивал талию, прятал живот. Любопытен следующий факт: оказывается, решающим противником корсета был Ж.Ж. Руссо, французский писатель и философ, один из тех, кто идейно готовил великую французскую революцию. Взгляды Руссо нашли отражение в книге «Вырождение человеческого рода под влиянием корсетов», вышедшей в свет во второй половине 18-го века во Франции. Однако в первой половине 19-го столетия производство корсетов было поставлено на промышленную основу. Избавителем от корсетных оков стал прославленный парижский модельер Поль Пуаре: с 1905 года его платья свободного покроя можно было носить без корсетов. А после первой мировой войны корсет и вовсе исчез из дамского обихода. Тот корсет, который недавно стал экспонатом музея, когда-то, во второй половине 19-го века, принадлежал Анне Ивановне Титовой (В замужестве Перовой), предположительно 1878 года рождения. Она являлась уроженкой Пензенской области, дочерью священнослужителя, профессора, преподававшего в Саратовском университете. Надо сказать, что в роду Титовых по мужской линии были исключительно священнослужители, профессоры, врачи. В городе Пенза у Титовых имелась собственная клиническая больница на несколько десятков коек. Основной их деятельностью были бесплатное лечение больных и благотворительность. Хозяйка корсета была гимназисткой Пензенской женской гимназии. Выйдя замуж за священнослужителя Перова, она занималась воспитанием детей, а их в семье было 11. Ее супруг – Иван, о. Иоанн, человек воспитанный, приходился двоюродным братом известному русскому живописцу Перову. Да и сама Анна Ивановна была высокообразованной, интеллигентной, необычно доброй женщиной и при этом потрясающей красавицей. В православных кругах ее называли «матушкой высшего класса». После событий 1917 года семья Титовых-Перовых в 30-х годах прошлого века была сослана в Моршанск на поселение. В возрасте сорока с небольшим лет А.И. Перова скончалась от тифа. Корсет по наследству перешел к дочери Анны Ивановны Серафиме Ивановне Перовой, 1902 года рождения. Необычайно начитанная и образованная, она прекрасно декламировала наизусть поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Корсет переданный в музей, отделан изящным кружевом, на металлических вставках и крючках, шнуруется спереди. Музею его подарила внучка Серафимы Ивановны Перовой – Раиса Николаевна Сарычева-Федякина, проживающая в Моршанске. В дар музею был передан и альбом для фотографий, также принадлежавший ее предкам. Благодаря Раисе Николаевне Сарычевой, в фонд поступили также самопрялка и ступа, относящиеся ко второй половине 19-го века. Это предметы крестьянского быта, обихода. Мы очень благодарны Раисе Николаевне и надеемся, что дело начатое основателем музея «самородком земли моршанской» П.П. Ивановым, - сбор предметов старины – будет продолжаться. При этом фонды музея, думаем, пополнятся редкими, занимательными предметами, повествующими об истории, жизни их владельцев.
З.Рогожина, научный сотрудник Моршанского историко- художественного музея