Выдающийся мастер цветописи…
/24 июня 2015 года исполняется 90 лет со дня рождения Народного художника Российской Федерации, члена корреспондента Академии художеств, лауреата Государственной премии им. И.Е.Репина, Почетного гражданина г.Тамбова, уроженца с.Алгасово Евгения Владиславовича Рябинского (24.06.1925-22.07.2002)/
История этого материала возникла несколько месяцев назад. В преддверии начала весны, в Доме культуры с.Пичаево состоялось открытие выставки «Улыбка Афродиты», организованной частной галереей Е. и Ю. Носковых. В светлом и просторном фойе Дома культуры вниманию зрителей было представлено более 50-ти разнообразных работ художников тамбовского края нескольких поколений. Присутствующие отметили большое разнообразие и хорошее качество произведений живописи, подобранных с большим вкусом. Среди гостей присутствовали моршанский художник и педагог А.Чекалин, художники творческого объединения «Грань» - О.Краскова и В.Жабин. Упоенные творческой атмосферой выставки, в оживленной беседе на тему современной живописи зашел разговор о выдающемся мастере цветописи Е.В.Рябинском. В 2015 году Евгению Владиславовичу исполняется 90 лет со дня рождения. В среде тамбовских художников бесспорно признание его таланта и трудолюбия, потрясающего абсолютного чувства цвета, сложного, глубокого колорита бесхитростных сюжетов. Евгений Владиславович был внимателен и крайне уважителен к окружающим, деликатен и тактичен. Говорил он тихим голосом спокойно, мягко. Общаясь с ним, возникало ощущение стремительного возрастания собственной значимости, необходимости сотворить что-то хорошее, быть хотя бы краем причастным к миру «большого» мастера, бескрайнему, наполненному яркими красками, богатой палитрой чувств и эмоций, излучающему добро и любовь. Встречи с такими людьми, даже самые мимолетные остаются в памяти на всю жизнь. В юбилейный год необходимо снова и снова рассказывать о народном художнике, и как об участнике Великой Отечественной войны, потерявшем на ее фронтах отца, о его сложном и поучительном жизненном пути, представлять его творчество как образец высокого искусства. К сожалению сотрудников моршанского музея, из-за реконструкции экспозиционных площадей нет возможности ни организовать выставку, ни торжественное мероприятие, посвященное юбилею Е.В.Рябинского. Тамбовская художница Ольга Краскова предложила организовать беседу с сыном Евгения Владиславовича, известным тамбовским художником, членом Союза художников России Андреем Рябинским.
По телефону, на предложение встретиться и побеседовать об отце, Андрей ответил – Давайте попробуем...
Андрей и Павел, сыновья Евгения Владиславовича пошли по стопам отца. В книге «Мир соткан из красок и света. Евгений Рябинский», автор Марина Климкова писала, что возглавляя Тамбовское отделение Союза художников, Рябинский предпринимал много усилий для того, чтобы активизировать художественное творчество в области, развивать московскую живописную школу. Особенности московской живописи основаны на иконописных древнерусских традициях Андрея Рублева и Дионисия, ее принципы разработаны учителями Евгения Владиславовича, среди которых великие русские советские мастера живописи В.А.Фаворский, И.Э.Грабарь, С.В.Герасимов, П.И.Котов. В конце жизненного пути Евгений Владиславович сетовал, что ему так и не удалось упрочить принципы своих учителей, изменилось время, слишком большое влияние на творчество получила коммерция. По-сути, преемниками Е.В.Рябинского стали его дети.
Старший сын Андрей, закончив отделение монументально-декоративного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища, долгие годы работал в Тамбовских художественно-промышленных мастерских, выполнял монументальные росписи, мозаичные панно, сграффито различных казенных учреждений, писал плакаты, с развалом худфонда занялся живописью. Младший сын Павел закончил отделение живописи Московского государственного художественного института им. В.Сурикова, член Союза художников России, живет и работает в Москве. Живопись братьев отличает любовь к натуре, предпочтение жанрам пейзажа и натюрморта. Андрей Рябинский имеет мастерскую в Доме Тамбовского отделения Союза художников России. В эту мастерскую и пригласил Андрей Рябинский. Встреча состоялась 18 мая, в Международный День Музеев, став своеобразным символом надежды на будущее плодотворное сотрудничество семьи Рябинских с музеем.
Андрей унаследовал от отца не только талант, но и черты характера: сдержанный и скромный, доброжелательный, непритязательный в быту. Он рассказал, что в выборе профессии у него не было альтернативы, ни к чему другому тяги не было. В детскую художественную школу стал ходить с 5 класса, затем поступил в Художественное училище памяти 1905 года на Сретенке. Училище имело свою богатую историю и художественные педагогические традиции. Отслужив в армии, через два года поступил в «Строгановку» - знаменитое московское художественное училище. «Таким образом, - подвел итог Андрей, - учился живописи 11 лет. Отец не был педагогом по жизни, достаточно было смотреть, как он работает, его вдохновенного вида за мольбертом. Я наблюдал, как он писал – это откладывалось на уровне подсознания. Такие воспоминания помогали в занятиях живописью и в жизни». Евгений Владиславович поддерживал сына советами, относился к его произведениям очень доброжелательно. «Я помогал ему в работе над картиной о Рахманинове» - вспоминает Андрей о создании знаменитого масштабного полотна «С.В.Рахманинов. Прощание с Россией», - «Отец ее долго делал, писал много эскизов, искал соотношения фигуры и пейзажа. Хороший был творческий контакт».
Самыми счастливыми остаются воспоминания о семейных поездах на природу, на рыбалку и за грибами: «Отец не был профессиональным рыболовом. Его очень увлекало сидеть с удочкой и ловить любую рыбу, а в походах за грибами он успевал пройти сотни метров и набрать полную корзину грибов, когда другие только начинали свои поиски».
Андрей рассказал о работе отца в мастерской с.Кулеватово Моршанского района, приобретенной в 1979 г. «Мы приезжали туда на лето. Он работал в большой комнате, окна которой выходили на восток. Будучи «жаворонком», Евгений Владиславович любил рано вставать, а солнце уже светило прямо в глаза, и многочисленная зелень густых зарослей за окнами рефлексировала, корректируя по-своему цветовые нюансы полотна. Для художника-колориста огромное значение имеет свет. Северный свет считается идеальным для живописи». Когда мастерскую обустроили на веранде, проблемы света были решены. Мастерская в с.Кулеватово существует до сих пор. С наступлением тепла туда приезжают писать оба брата Андрей и Павел.
Говоря о живописной мастерской семьи Рябинских, возникает мысль о взаимосвязи времен, преемственности художественных традиций. Еще Петр Петрович Иванов в «Очерке о живописи по данным в бывш. Тамбовской губ.» записал: «В 1904-16 г.г. в с.Кулеватово, бывш. Морашнского уез. в имении Давыдовых проживал и писал этюды художник В.Ф.Кельх. Свои картины и этюды выставлял на выставке Московского О-ва Любителей Художеств». Художник П.П.Иванов создал музей, спасая культурные ценности из разрушавшихся дворянских и городских усадеб, собрал прекрасную художественную коллекцию, достойную Эрмитажа. Сын учителя с.Алгасово, Женя Рябинский в моршанском музее постигал основы изобразительного искусства… Какую притягательную силу имеет родная земля! И как причудливо в затейливый орнамент переплетаются судьбы людей и события в истории! Обращаясь к творческому пути такой выдающейся личности, как Евгений Владиславович, открывается много интереснейших тем из истории и культуры Моршанского края: о происхождении родителей – Рябинских и Пономаревых, об учителях, картины которых как уникальная коллекция советской живописи хранятся в фондах Моршанского историко-художественного музея, о товарищах, о персонажах портретов и местности, изображенной на картинах.
В последние годы жизни Евгений Владиславович очень расстраивался от того, что жизнь художников становится более мелкой, уходит творчество, на первый план выдвигается задача писать в угоду обывателям, следуя их вкусам и желаниям, обесценивается образование.
Среди молодых художников есть продолжатели отца, считает Андрей Рябинский. Один из них, воспитанник Моршанской детской художественной школы, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С.Глазунова, Антон Чекалин, хорошо знакомый моршанской публике, его персональная выставка «Рождественский благовест» состоялась в музее зимой 2013 года.
Е.В.Рябинский оставил большое творческое наследие. Он создал более пяти сотен картин, рисунков, эскизов. Очень жаль, что всего четыре работы хранятся в Моршанском историко-художественном музее. Картины мастера являются образцом для подражания: они учат изображать солнечный свет, воздушную среду, водную глубину, звенящий зимний холод и летний зной; находить красочную палитру со множеством оттенков для однообразного черного вспаханного поля, бесконечного неба, увидеть сюжет для картины в простом стволе березы, находить красоту и радость в унылых осенних картинах провинциальных сельских улочек; передавать самую суть характеров детей и взрослых, ученых, выдающихся знаменитостей и простых колхозниц, доярок, лесников и рабочих; умело, одним мазком запечатлевать особенности и динамику фигур сюжетных композиций.
Как сказал сын Андрей, Евгений Владиславович цветовик, для него первостепенную важность имеет цвет, невозможно его картины смотреть по репродукциям, их необходимо видеть воочию. В настоящее время самая большая коллекция работ Е.В.Рябинского хранится в Тамбовской областной картинной галерее – более полусотни картин. Обладателем ценной коллекции картин, этюдов и документов из семейного архива Рябинских является Тамбовский областной краеведческий музей, его фонды насчитывают около 40 картин художника. Работы Е.В.Рябинского украшают краеведческие музеи Воронежа, Липецка, Мичуринска, три картины находятся в Третьяковской картинной галерее, в галереях Белгорода, Омска, Красноярска, Воронежа, в мемориальных музеях: И.Е.Репина (Украина, г.Чугуев) и Сергеева-Ценского (г.Алушта), в Доме-музее семьи Чичериных (г.Тамбов) и Музее-усадьбе С.В.Рахманинова в с.Ивановка. Владельцами живописных шедевров мастера являются частные коллекционеры России (Москвы, Томска, Тамбова), Белоруссии, США, Англии, Болгарии и Югославии. Известно, что в частной собственности жителей г.Моршанска имеется три пейзажа с видами местной природы. Поиски местонахождения многих картин Евгения Владиславовича продолжаются и в настоящее время. Это обстоятельство дает надежду на то, что культурный фонд Моршанского края имеет возможность пополнения своих государственных и частных коллекций полотнами и разнообразными материалами, касающимися жизни и творчества выдающегося живописца, которого порой называют одним из последних крупнейших представителей русской национальной школы живописи.
Л.В.Григорьева.
Согласие от 24 июня 2015 г. С.6.