На все времена
Моршанский историко-художественный музей уникален по многим причинам. В печати не раз уже рассказывалось о его необыкновенных директорах-энтузиастах П.П. Иванове, П.В. Кобзевой, Л.М. Морозовой, посвятивших свои жизни музею, научном потенциале, ценности коллекций, но есть и ещё одна отличительная черта.
Наш музей пережил две войны (Первая мировая не в счёт). Кто-то скажет, мол, ничего сложного, ведь боевых действий в Моршанске не велось, и лишь единицы поймут, насколько сложно сохранить культурное наследие во времена молчания муз - разговоров пушек.
В 1904 году, когда художник-самоучка Пётр Иванов увлёкся коллекционированием, речи о создании музея и быть не могло, «отцы-основатели города» высмеяли его предложение об открытии выставки, мало того, обозвали старьёвщиком. Тем временем, Пётр Петрович уже был знаком с учителем рисования В.П.Лотиковым, их сдружили общие интересы, увлечённость нумизматикой, живописью. Активный член РСДРП, Василий Лотиков с удовольствием выходил вместе с беспартийным, но, несомненно, талантливым, Петром Ивановым на этюды. В начале 1917 года, П.П.Иванов, как только вернулся с фронта (гремела Первая мировая война), вплотную занялся вопросом организации музея.
Революция, гражданская война, страшные смутные годы не только не помешали воплотить планы в жизнь, но и помогли. 13 апреля 1918 года на заседании уездного исполкома было принято постановление о создании Моршанского музея. В мае на средства Отдела Народного Образования при совете «Р., и Кр. Арм. Депутатов» открыт первый в России уездный провинциальный музей, а в декабре выпущен каталог-путеводитель по музею, который и сейчас выглядит весьма актуальным.
В первые послереволюционные годы, годы мятежей, жесточайшего их подавления и преобразований в обществе, музей не просто работал, он смог заполнить тот вакуум знаний, культуры и образования в массе простых людей. На выставки приходили воинствующие безбожники и красноармейцы, полуграмотные крестьяне и рабочие фабрик, дети, подростки. Кроме выставочной, приходилось вести и разъяснительную работу, преодолевать косность и настороженность..
Именно во время Гражданской войны первый директор музея вёл активную собирательскую работу. Если другие коллекционеры заботились о сохранении шедевров из дворянских усадеб, то Иванов думал и о скромных, созданных народными мастерами, скульптурах-украшениях из бедных сельских храмов, предметах обихода, приметах времени. Более ста деревянных скульптур он перенёс в музей под покровом ночи, те, что не успел спасти, сгорели в печах и печурках. Повсеместно большие храмовые иконы становились дверями сараев, старинные книги шли на растопку, предметы исторической ценности вывозились за пределы Родины или бездумно губились, и лишь единицы пытались их спасти. Пётру Петровичу удалось собрать и сохранить частицы уходящей России. Раз за разом он, рискуя собственной жизнью, отправлялся в «экспедиции», один, без оружия и охраны, по просёлочным дорогам, сквозь хаос бездорожья и безвластия шёл к поставленной цели. Боролся Иванов и за сохранение Софийского собора, к сожалению, безуспешно. Результатом стало не спасение памятника истории, а арест. Но музей не закрывался.
Работал музей и в годы Великой Отечественной войны. Организовывались передвижные выставки в госпиталях, читались лекции, проводились экскурсии. Музей вместе со всей страной жил лозунгом: «Всё для фронта – всё для Победы!», казалось бы, озабоченным, полуголодным людям не до искусства, однако оказались очень популярными исторические экскурсы среди раненых, эвакуированных, курсантов. Культурно-просветительская работа не прекращалась. Даже когда директор музея серьёзно заболел. У него и раньше были проблемы с лёгкими, а в феврале 1942 года открылось лёгочное кровотечение. Вскоре П.П.Иванова не стало, на музейном посту его сменила ученица и соратница Прасковья Кобзева. Вместе со всей страной Моршанский музей выстоял, выжил и продолжил свою деятельность на благо исторического и культурного просвещения граждан.
Радует, что даже сегодня, когда идёт ремонт, и нет возможности походить по залам, прикоснуться к живой древности, интерес к деятельности музея не угасает.
Детские сады, школы приглашают научных сотрудников к себе на мероприятия, проводятся выездные выставки, беседы, лекции. В этом тоже отражается востребованность музея и его актуальность во все времена.
Т. Кочегарова
Член Союза журналистов России
/газета "Согласие" №20(16609) от 13 мая 2015г.