Моршанские ангелы в фокусе культурной жизни Тамбова.
/из выставочной деятельности Моршанского историко-художественного музея после начала реконструкции экспозиции/
Фото: Моновыставка МИХМ «Образы прекрасные, служащие Богу, близкие по облику к людям…» на V областной музейной биеннале «Раритеты провинциального музея» в Тамбовском областном краеведческом музее». /фото Е.Комягиной/.
В конце декабря 2014 г. в областном центре состоялось больше культурное событие - областная межмузейная выставка «Раритеты провинциального музея», посвященная 135-летию создания старейшего музея Тамбовщины – Тамбовского областного краеведческого музея. Он был открыт в 1879 г. как музей историко-этнографического и археологического профиля. Коллекции собирались из частных пожертвований по инициативе земского врача Н.А.Покровского и преподавателя Екатерининского учительского института И.И.Дубасова (того самого Дубасова, труды которого по истории края являются краеугольным камнем в изучении краеведения). В настоящее время музей хранит более сотни тысяч памятников истории, культуры и быта, искусства, природы, ценных документов и фотоматериалов. Из коллекций краеведческого музея родились такие выдающиеся тамбовские музеи, как Тамбовская областная картинная галерея (открыта для посетителей в 1961 г.), Историко-мемориальный дом-музей Г.В.Чичерина (открыт в 1987 г. – единственный в стране мемориальный музей дипломата!), и даже знаменитый – Мемориальный музей-усадьба С.В.Рахманинова в с.Ивановка (открыт в 1982 г.). Сегодня – Тамбовский областной краеведческий музей – это основной научно-методический центр музейной сети Тамбовской области. В его задачу входит поддержка государственных, муниципальных и ведомственных музеев региона с целью сохранения и популяризации памятников местной истории. В рамках этой работы музей проводит областные биеннале. Слово «биеннале» уже прочно вошло в лексикон музейщиков, представляет собой событие, как правило, культурной жизни, например, фестиваль или выставка, проводимое с периодичностью в два года. Первые биеннале появились в Венеции. Межмузейная выставка «Раритеты провинциального музея» - стала V областной музейной биеннале, проводимой Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области и Тамбовским областным краеведческим музеем. В ней приняли участие 25 музеев Тамбовщины, от небольших районных музеев, как, например, Жердевский или Уметский, и до музея федерального значения – Дома-музея Асеевых.
За историю проведения музейного биеннале, Моршанский историко-художественный музей был участником биеннале 2009-2010 г.г., представив на выставочной площадке областного музея моновыставку «Исповедь старого солдата», которая познакомила жителей Тамбова с жизнью и творчеством человека удивительной судьбы, ветерана Великой Отечественной войны, самодеятельного скульптора Г.Н.Налитова. Затем, на IV биеннале в 2013 г. была представлена уникальная моршанская коллекция советского агитационного фарфора (фарфора, выпускаемого в первые два десятилетия советской власти). Выставка называлась «Фарфор для нового мира».
Выбирая тему своей выставки для V биеннале, моршанские музейщики решили показать такие раритеты, которые бы принесли наибольшее удовольствие для истинных ценителей музейных памятников, стали бы символическим пожеланием добра, благополучия и процветания коллегам – сотрудникам Тамбовского областного краеведческого музея, празднующим внушительный юбилей. Выбор остановился на теме: Образ ангела в коллекции церковного искусства. Выставка Моршанского музея получила название «Образы прекрасные, служащие Богу, близкие по облику к людям…». Она посвящена уникальной для музеев Тамбовщины коллекции церковной полихромной деревянной скульптуры, произведения которой ярко и выразительно отражают индивидуальные особенности моршанского провинциального музейного собрания, а также красноречиво раскрывают сущность понятия «музейный памятник».
Ангелы и «чины ангельские» в русской православной народной традиционной культуре имеют глубочайшую и многогранную историю бытования, множество трактовок и интерпретаций. Ангелы, вырезанные из дерева народными мастерами, и расписанные в технике иконописи – это редчайшие произведения русского национального искусства. Не многие музеи нашей страны обладают такой ценностью, как церковная деревянная скульптура.
Коллекция церковной полихромной деревянной скульптуры была собрана первым директором музея П.П.Ивановым. В 1922 – 1925 годах фонды музея пополнились деревянной скульптурой из церквей и часовен северных районов Тамбовской губернии: иконостасными композициями «Господь Саваоф» и «Распятие с предстоящими», резными Царскими вратами, апостолами, ангелами, серафимами, образами почитаемых святых и «Христа в темнице». Первоначально коллекция насчитывала более 100 произведений (сегодня – 84 экспоната), украшавших интерьеры церквей сел Поминаевка, Салтыково, Пичаево, Новотомниково, Липовка, Кутли, Левые Ламки, Ваново, Свиньино, Таракса, Волково, Ломовис¸ Вышенка, Пеньки, Большое Шереметьево, Канищево, Кершинские Борки.
Коллекция деревянной скульптуры и церковного искусства длительное время хранилась в здании бывшей Успенской старообрядческой церкви, принадлежавшее музею до послевоенного времени, позднее перенесена в подвалы основного здания музея. С конца 1960-х годов коллекция деревянной скульптуры была обследована реставраторами главного реставрационного центра страны - Всесоюзного Художественного Научно-Реставрационного Центра им. Акад. И.Э.Грабаря во главе с выдающимся российским искусствоведом, знатоком древнерусского искусства Н.Н.Померанцевым. Начинается процесс длительной и кропотливой реставрации произведений деревянной скульптуры, продолжающейся в настоящее время.
Моршанские раритеты – два Ангела из Тихвинской церкви села Канищево, заняли одно из центральных мест на межмузейной выставке, произвели неизгладимое впечатление, и сотрудники моршанского музея получили много искренних слов благодарности за предоставленную возможность любоваться деревянными изваяниями неизвестного народного мастера XVIII века из с.Канищево. «Ангела с чашей» и «Ангела со свитком», представляющих собой единую композицию, отличает внушительный размер, они выполнены в рост человека – их высота 180 см.! Долгие годы эти загадочные фигуры, румяные, с выразительными карими глазами и роскошными темными кудрями, не пропорционально крупными руками, держащими свиток и круглый предмет – чашу, частично утраченную, встречали посетителей художественного отдела. Они привлекли особое внимание реставраторов, приехавших на обследование моршанской коллекции в далеком 1968 г., и стали одними из первых отреставрированных объектов коллекции.
Не оставили равнодушными обаятельные моршанские ангелы и тамбовскую публику. Один из ангелов украшает большую рекламную афишу, расположенную у входа в Тамбовский областной краеведческий музей, привлекая посетителей на V музейную биеннале «Раритеты провинциальных музеев» (выставка действует до марта 2015 г.)
Несмотря на закрытие экспозиции Моршанского историко-художественного музея в связи с реконструкцией помещений, начавшейся осенью 2014 г. музей продолжает функционировать, создавая свои выставочные проекты, принимая участие в проектах Тамбовского областного краеведческого музея. В настоящее время высоко востребованные моршанские реликвии украшают экспозиции Липецкого краеведческого музея (проект «Выставка одной картины»), Тамбовского областного краеведческого музея, Тамбовского Музейно-выставочного центра, Дома-музея Асеевых, отправляются в Тулу. С целью приобщения к культуре и искусству пичаевских ребятишек, запланирован комплекс моновыставок в Музее-усадьбе В.И.Вернадского в с.Вернадовка Пичаевского района.
Фото: Открытие проекта «Выставка одной картины» в Липецком областном краеведческом музее. Демонстрируется картина «Пилигримы у развалин монастыря» из коллекции МИХМ. /фото предоставлено Липецким областным краеведческим музеем/.
Для жителей города Моршанска музей предлагает выездные мероприятия, на которых, в том числе, можно прослушать беседу с показом предметов из фондовой коллекций «Образ ангела в русской художественной традиции».
Выдающийся русский ученый, педагог и художник Михаил Владимирович Алпатов, на вопрос: Как постигнуть искусство и нужно ли его изучать? – отвечал: «Русское искусство образует огромный и богатый мир. И, кажется, не было такого порыва человеческой души, которому художники не сумели бы дать своего выражения. Вот почему, основательное изучение русского искусства имеет столь ответственное образовательное значение… Оно призвано не только знакомить с художественным прошлым нашей Родины, но и содействовать формированию патриотического, интернационального сознания, делать человека отзывчивым к правде, добру, красоте… В русском искусстве есть… особые ценности, которые составляют достояние не только историка, но живо волнуют всякого русского человека. Есть что-то родное, близкое, хватающее за сердце во всем, что создавалось руками русских людей, и порою нам достаточно одного беглого впечатления, и мы не можем удержаться, чтобы не воскликнуть: «Это наше».
Л.Григорьева //Согласие, № 13., 25.03.2015, с.8